Инновационная деятельность

​Анализ деятельности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№22 в статусе инновационной площадки.

С 01.01.2009 г. ОУ работает в статусе инновационной площадки по направлению «Повышение качества и доступности общего образования» в соответствии с программой «Педагогическая поддержка детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве».

Программа ориентирована на создание условий для успешной адаптации и развития личности ребёнка в процессе межэтнического общения через педагогическую поддержку детей и их родителей, вовлечение учащихся в кружки и секции, внеклассные мероприятия, сопровождение детей посредством реализации программ дополнительных занятий по отдельным предметам УП в режиме групповых занятий.

В ноябре 2009 года на базе школы в рамках городского семинара «Социальная адаптация детей мигрантов» образовательное учреждение представило опыт работы педагогическому сообществу:

- школьной психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения;

- педагогов дополнительного образования;

- классных руководителей I, II образовательных ступеней по проблеме воспитания и дополнительного образования этой категории учащихся.

В марте 2010 года проведен городской семинар по языковому сопровождению детей мигрантов. В семинаре приняли участие:

- учителя начальных классов;

- учителя русского языка;

- заместители директора по УВР, сопряжённые с проблемой обучения вышеназванной категории детей, в том числе по инновационной деятельности из школ № 4, №7, №28 г.Сургута.

Мы менее всего претендуем на истину в последней инстанции, скорее наоборот, стремились поделиться своим видением решения проблемы обучения детей мигрантов.

Обсуждение причин и последствий миграционных процессов, факторы, влияющие на уровень владения языком, на уровень социализации, обсуждение концепции ростовской школы о личностно-ориентированном подходе к работе с детьми мигрантов обсуждены на секционном заседании августовской педагогической конференции в 2009 году, поэтому актуальность проблемы педагогической поддержки можно сформулировать так: если ребёнок испытывает языковой барьер, он не будет успешен в принятой его стране.

В основе деятельности педагогического коллектива лежит программно-целевой подход к организации работы с детьми и их родителями. С целью реализации вышеназванной программы разработаны и реализуются краткосрочные проекты: проект социальной поддержки «Я гражданин России», психологической поддержки «Школа родителей-мигрантов», программа логопедической поддержки «Я и русский язык».

В соответствии с учебным планом педагогами школы разработаны и реализуются программы дополнительных занятий для детей с русским (неродным) языком обучения, адаптация которых осложняется по причине явно выраженного языкового барьера. Таких детей – 130 человек. Сопровождение детей мигрантов обеспечивается дополнительными занятиями по программе «Учимся говорить и писать по-русски» в 1-4 классах и по программе «Учим русский язык» в 5-10 классах; программе по развитию речи в 3-4, 8-10 классах; программе по риторике во 2, 5-7 классах, по математике в 8-10 классах.

Работа в рамках дополнительных занятий для этой категории детей регламентируется следующими локальными актами ОУ:

- УП дополнительных занятий для детей с русским (неродным) языком обучения, разработанным на 12 групп обучающихся в общем объёме 24 часа в неделю.

- приказы по ОУ, регламентирующие деятельность, организацию и контроль;

- Положение о дополнительных занятиях для детей с русским (неродным) языком обучения;

- рабочие учебные программы дополнительных занятий;

- расписание учебных занятий.

Программы по русскому языку обеспечены учебниками.


 

Основание выбора УМК:

- рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в 2010-2011 учебном году;

- имеют соответствующий гриф - «для школ с неродным (русским) и русским (неродным) языком обучения»;

- направлены на формирование коммуникативных умений и навыков;

- сохраняют единую линию в рамках образовательной ступени;

- позволяют использовать ресурсные возможности лингафонного кабинета, что обеспечивает индивидуальную работу в рамках группового занятия;

- содержат учебный материал, адаптированный на работу с этой категорией учащихся.

Основной целью преподавания является не знакомство с языком как с лингвистическим феноменом, а усвоение языка как средства общения и выражения мысли. Деятельность учителя направлена на развитие речи, формирование навыков письма и чтения, закрепление правил произношения, основных правил русской грамматики, помощь в освоении лексическим минимумом.

В соответствии с Положением работа учащихся на дополнительных занятиях не оценивается, но в практику работы введены диагностические карты, позволяющие выявить динамику в языковом развитии учащихся.


 

Решая проблему обучения, решаем проблему воспитания. Дети мигрантов являются полноправными членами детского самоуправления и детских общественных объединений, занимаются в кружках и секциях. Они принимают участие в мероприятиях спортивной и интеллектуальной направленности: конкурс «Я учу русский язык», час дружбы «День народного единства», фестиваль культур «Соцветие», «Спартианские игры», мероприятия программы внеклассной работы «Мы вместе», програмы лагеря с дневным пребыванием детей «Галактика здоровья», проекта военно-спортивного объединения «Монолит».

Актуальность заявленной проблемы и работы педагогического коллектива подтверждается требованиями ФГОС 2-го поколения в части формирования толерантности и культуры межэтнического общения, уважения к языку, образу жизни, культуре, истории принятой их страны.